Одной из основных тенденций в электроэнергетике в 2015 году является активное участие государства в решении проблем энергокомпаний. Многомиллиардная помощь потребовалась таким крупнейшим игрокам отрасли, как "Россети" и "РусГидро". При этом не утихают споры относительно дальнейшего развития как отрасли в целом, так и отдельных компаний, под вопросом остается реализация важных инвестпроектов. О том, какова позиция Минэнерго в идущих спорах и как планируется решать возникшие вопросы, в интервью РИА Новости рассказал заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.

— Совет директоров "Россетей" рекомендовал акционерам одобрить допэмиссию компании на 42,8 миллиарда рублей вместо планируемых ранее 64,4 миллиарда рублей. С чем связаны разногласия и уменьшение объема допэмиссии?

— А никаких разногласий не было. Мы сразу пытались решить несколько проблем: и докапитализировать "Ленэнерго", и получить деньги для строительства электросетей к чемпионату мира по футболу, и довнести в "Россети" пакеты акций ряда электросетевых компаний, которые остались у государства, и конвертировать долг дочерних МРСК перед ФСК. Получилась достаточно сложная конструкция, и поэтому мы разбили ее на несколько этапов. Прежде всего "Ленэнерго" и чемпионат мира по футболу. Следующий шаг — довнесение маленьких пакетов акций электросетевых компаний и конвертация долга ФСК — будет совершен несколько позже. В этом и вся интрига. Просто включили большой объем активов, потом оказалось, что пока мы будем их рассматривать, на это уйдет пара месяцев, а при этом есть более важная задача по "Ленэнерго", для решения которой очень важна скорость принятия решения.

— Актуальна ли еще долгосрочная стратегия "Россетей" по переводу всех дочерних компаний на единую акцию и единый тариф?

— В долгосрочной стратегии развития электросетевого комплекса, которая рассматривалась в правительстве, этого нет. В целом, на мой взгляд, переход на единую акцию — это не совсем правильная вещь. Все-таки в стратегии развития электросетевого комплекса предусмотрено привлечение в него частных инвесторов. Переходом на единую акцию мы эту идею существенно нивелируем. Переход на единый тариф — очень специфическое решение, влекущее серьезные социально-экономические последствия. Последствия такого решения надо очень серьезно просчитывать, и не факт, что это правильная вещь, потому что мы точно лишаем регионы возможности своей тарифной политикой влиять на развитие собственной экономики. В данном случае мы у регионов будем отнимать тогда очень серьезный инструмент выстраивания разумной экономической политики, в том числе посредством становления соответствующих тарифов, реализации инвестиционных программ. На мой взгляд, это неправильно.

— Какова позиция Минэнерго относительно нежелания ФСК входить в единое казначейство "Россетей"?

— У ФСК есть своя система казначейства, и они в ней работают достаточно давно. При обсуждении вопроса интеграции одного казначейства с другими надо просчитать все последствия, экономический эффект. Просто так объединять денежные потоки и следить за ними, не имея никакой конкретной цели, какого-то смысла, на мой взгляд, не совсем правильно. Единые казначейства должны создаваться таким образом, чтобы обеспечивать разумность, наличие экономических стимулов, эффектов. Противоречий никаких я не вижу, нужно просто просчитать последствия.

— Инвестиции в строительство и модернизацию электросетей в Калининградской области для присоединения к энергосистеме новых электростанций "Россети" оценили в 12 миллиардов рублей. Минэнерго согласовало эти объемы инвестиций?

— Нет. Для этого должна быть заявлена, рассмотрена и утверждена соответствующая инвестпрограмма "Янтарьэнерго" ("дочка" "Россетей" — ред.). Мы ее должны рассмотреть, определить источники финансирования. Пока утвержденных решений нет. И если идет речь о том, чтобы профинансировать (строительство и модернизацию электросетей в области — ред.) за счет платы, которую фактически заплатит генерация, то это достаточно смелое предположение. Генерация платит только за схему выдачи мощности (строительство электросетей, необходимых для подключения электростанций к энергосистеме — ред.). Если речь идет еще и о модернизации электросетей всего региона, то это не совсем правильно. Поэтому к сумме в 12 миллиардов рублей я отношусь со скепсисом.

— Есть ли решение о том, из каких средств и в каком объеме ФСК будут предоставлены средства на строительство электросетей в рамках проекта расширения БАМа и Транссиба?

— Сейчас ситуация с БАМом и Транссибом достаточно сложная. На первый этап — участок Нижнеангарск — Чара и все, что связано с развитием Удоканского месторождения, — финансирование есть, а по второму, третьему этапам есть сложности. Поэтому сидим в переговорах с коллегами из федеральных органов исполнительной власти. Обсуждаем общий объем и, самое главное, механизмы финансирования на все три этапа.

— На совещании у помощника президента РФ Андрея Белоусова обсуждалось введение долгосрочного инвесттарифа для энергокомпаний Дальнего Востока. Какое решение было принято?

— Дискуссия не закончена, по итогам совещания были даны поручения министерству по развитию Дальнего Востока, Федеральной антимонопольной службе, Минэкономразвития и Минэнерго уточнить методологию, приемлемость тарифа, влияние роста цены на электроэнергию, макроэкономические последствия.

— Какова предложенная схема компенсации разницы между фактическим тарифом на электроэнергию и экономически обоснованным?

— Одно из предложений состоит в том, что эта разница будет компенсирована за счет роста цены в первой и второй ценовых зонах (энергорынка, которые охватывают европейскую часть РФ, Урал и Сибирь — ред.).

— На каком этапе обсуждения идея ввести целевой сбор с генерирующих компаний для поддержки "РАО ЭС Востока", который, по разным оценкам, достигнет 5,6-8 миллиардов рублей в год?

— Она обсуждается.

— "РусГидро" предложило в рамках предстоящей допэмиссии передать ей акции дальневосточных энергокомпаний. Минэнерго по поручению Трутнева подготовило проект указа президента РФ о развитии "РусГидро". В нем предусмотрена консолидация всех энергокомпаний ДФО?

— У нас есть идея включить государственную компанию ДВЭУК в периметр "РусГидро", но это не значит, что все оставшиеся энергокомпании, работающие на территории Дальнего Востока, должны быть туда же присоединены. Мы не ставим перед собой такую цель.

— Каковы прогнозы по динамике потребления электроэнергии в 2015 и 2016 годах?

— Мы исходим из консервативного прогноза, что в следующем году будет порядка 1,02 триллиона кВт-ч, то есть рост к 2015 году около 0,9%. В этом году пока идем с отставанием в 0,1% по сравнению с 2014 годом (с учетом потребления Крыма — ред.).

— В 2015 году планировали уйти от статуса "вынужденных по теплу" для энергоблоков, который позволяет им получать повышенные платежи за мощность, но пока он остается. Сохраняются планы убрать эту категорию "вынужденных"?

— "Вынужденных по теплу", безусловно, быть не должно. Но с учетом того, что у нас стала тормозиться реализация модели "альтернативной котельной" (новая модель рынка тепла — ред.), на которую мы возлагали большие надежды, нам пришлось пойти на несколько другую модернизацию конструкции "вынужденных по теплу". Я думаю, что на ближайшее время они сохранятся. Мы просто поменяли к ним подход: регионы будут нести ответственность в виде того, что тарифная нагрузка будет падать именно на тот регион, где работает "вынужденный по теплу". Не на ЗСП (зона свободного перетока, например, Урал, Кавказ и другие — ред.), как раньше распределялось, а вся (нагрузка — ред.) на конкретный регион. Поэтому руководителю региона нужно будет подумать, что потом делать при принятии такого решения: либо поработать с тарифами на тепло, либо создавать условия для того, чтобы станции выводить из эксплуатации.

— Опасений нет, что в регионах с "вынужденными по теплу" могут значительно вырасти тарифы?

— Не думаю, что это будет носить массовый характер. Допускаю, что по отдельным регионам может возникнуть такая проблема. Но с другой стороны, сколько можно жить за счет соседа, за счет других потребителей. В регионе, где есть тепловая электростанция с низким тарифом на тепло, возможный рост тарифа будет касаться только одного населенного пункта. Сейчас затраты на тепло для отдельных потребителей перекладываются в стоимость электроэнергии, за что платят все оставшиеся потребители и этого региона, и других регионов этой ЗСП. Это неправильно, нельзя перекладывать свои проблемы на других. Мы об этом говорим давно и сейчас предложили такой способ решения.

— У ФАС есть идея разбить тарифный период на кварталы. Как Минэнерго относится к данной инициативе?

— Если честно, я отношусь к этому негативно. Энергетическим компаниям и потребителям нужна стабильность. Индексация — это то же самое тарифное регулирование и его можно проводить по-разному. Та система, которая есть сейчас — изменение тарифов раз в год — это меньшее из зол. Конечно, идеальная ситуация, если бы тарифы устанавливались на более длительный период и не подлежали бы изменениям.



Источник: РИА Новости http://ria.ru/interview/20150908/1237965865.html#ixzz3lKmOZfxn

Заказать услугу

Отправить сообщение.

Все поля, отмеченные звёздочкой, являются обязательными.